Выбрать страницу

ФЕЛИКС ДАВЫДОВИЧ КРИВИН

ОТВЕТ ШЕКСМАРЛОВЕДАМ

   Я отвергаю гипотезу, что Уильям Шекспир и Кристофер  Марло  были  одним человеком.    Вы, ученые мужи, почтенные шексмарловеды,  возможно,  обвините  меня  в невежестве, возможно, даже поднимете на смех  и  пригвоздите  к  позорному столбу, — что ж, я буду стоять пригвожденный, но  не  убежденный.  Вернее, убежденный, но не в вашей, а в своей правоте. Ибо я верю,  что  Шекспир  и Марло — это два отдельных писателя.

   Вы, конечно, сошлетесь на то, что они родились в один год. Ну и что,  я вас спрашиваю? Шекспир и Галилей тоже родились в один год, не  станете  же вы утверждать, что это Галилей написал «Ромео и Джульетту».

   Ваш второй аргумент: Шекспир не взял пера до тех пор,  пока  Марло  его навеки не выронил, и не следует ли из этого, что Шекспир подхватил  именно это выроненное перо? Но, во-первых, это не  вполне  соответствует  истине.

Шекспир уже писал, когда Марло еще писал. Конечно, не исключено,  что  еще писал уже не Марло, а Шекспир, — с равной допустимостью, что уже писал  не Шекспир, а еще Марло, но теперь попробуй в этом разобраться.

   Вы говорите: "не зря «Шекспир» означает «Потрясающий  копьем».  С  чего бы, мол, ему  потрясать  копьем,  если  б  его  не  пытались  уже  однажды зарезать? Да, говорите вы, Марло не зарезали, а только пытались  зарезать,  и он, своим врагам в устрашение, назвался Шекспиром — Потрясающим копьем.    Как будто в мире нет больше поводов, чтобы потрясать  копьем.  Особенно для человека, имеющего дело с трагедиями.

   И,  наконец,  последний  ваш  довод:  не  свидетельствует  ли   простое сравнение творчества двух писателей, что Марло -  это  ранний  Шекспир,  а Шекспир — поздний Марло?

   Нет,  нет  и  нет,  достопочтенные  мужи,  просвещенные  шексмарловеды. Шекспир — это Шекспир, а Марло — это Марло, и каждому  отведено  отдельное место в литературе.

   Хотите еще гипотезу? Она не претендует на научность,  на  достоверность фактов и неоспоримость доводов, она строится не на знании жизни Шекспира и Марло, а на знании жизни вообще, что тоже бывает небезынтересно.

   Итак — гипотеза.

   Да, Шекспир был, но он не был писателем. Он не имел никакого  отношения к литературе. Может быть, в ранней юности он пробовал себя в  сонетах  или трагедиях, но оставил это занятие, не обнаружив  у  себя  таланта.  Талант ведь дается не каждому, и это вовремя нужно понять.    Вас интересует: а кто же в таком случае был писателем? Если Шекспир  не писатель, то кто же тогда писатель?

   Я отвечаю: писателем был Марло. А кем был  Шекспир?  Шекспир  был,  как известно, актером.    И была там еще  актриса  -  согласно  этой  гипотезе.  Прекрасная,  как Офелия, а может быть, как Дездемона. И вот  эту  Дездемону-Офелию  полюбил Шекспир, рядовой актер и к тому же неудавшийся писатель.    Конечно, Дездемона-Офелия  полюбила  не  его,  а  Марло,  молодого,  но преуспевающего писателя своего века. Но Марло не  замечал  этого.  Занятый своими великими трагедиями, он прошел  мимо  маленькой  трагедии  девушки, которая безнадежно его любила.

   Итак, Дездемона-Офелия любила Марло, а Шекспир любил  Дездемону-Офелию, и это создавало совершенно четкий  трагический  треугольник.  Как  же  вы, проницательные шексмарловеды, не заметили треугольника?    Теперь представьте: Шекспир играет в трагедии Марло, но любит  не  так, как написано у Марло, а масштабней,  глубже,  сильней  -  по-шекспировски. Потому что любит он не только на сцене, но и за кулисами, он всюду любит — из этого состоит его Жизнь.

   Молодую актрису пугают эти шекспировские страсти:  ведь  она  живет  во времени еще дошекспировском. Хотя Шекспир  уже  есть,  но  время  для  его страстей еще не настало.    И актриса любит Марло, чье время уже настало.    И в это самое время внезапно умирает Марло.    Его убивают,  как  в  бездарной  трагедии:  без  малейшей  мотивировки. Пустячная ссора в трактире — и великий писатель убит.    Трагический треугольник лишается  очень  важного  угла,  но  продолжает существовать, ибо по двум известным углам нетрудно восстановить третий. Он восстанавливается в памяти Шекспира и Дездемоны-Офелии, и  это  усугубляет их горе. Они оба любили Марло, хотя и по-разному. И оба они страдают.  Да, да, хотя Шекспир избавился от соперника, но он страдает. Он умеет страдать за других. И это — залог того, что он со временем станет писателем.

   Вы не согласны со  мной,  дипломированные  шексмарловеды,  вы  привыкли считать, что  Шекспир  был  прирожденным  писателем.  Прирожденным  бывает косоглазие, плоскостопие  или  другая  болезнь,  а  писателем  становятся. Писателем делает жизнь. Не утробная, не эмбриональная, а сознательная.

   Шекспир видел, как страдает его любимая девушка, и  он  решил  заменить погибшего. Не примитивно, не пошло, как заменяют друг друга ничтожества, а крупно, значительно, как заменяют великие  великих.  Он  решил  продолжить Марло не в любви, а в литературе. Он решил продолжить дело Марло.

   Вот тогда он и взял себе это имя — Потрясающий копьем, — не  для  того, чтобы стать Шекспиром в литературе, не  для  того,  чтобы  занять  высокое положение, а для того единственно, чтобы защитить  дело  Марло.  Некоторые всю жизнь потрясают копьем, благодаря чему добиваются высокого положения в литературе, но они не становятся Шекспирами, как ни потрясают копьем.

   А Шекспир — стал. Потому что он любил эту девушку. Марло не любил, и он остался Марло. И никогда -  слышите:  никогда!  -  не  удалось  ему  стать Шекспиром.

   Все дело в любви. Что бы ни написал Шекспир о любви, не Шекспир  творит любовь, а любовь творит Шекспира. Из писателя-неудачника она делает  гения литературы.

   Такова эта гипотеза, многомудрые и высокочтимые шексмарловеды. Впрочем, в жизни она уже столько раз подтверждена,  что  давно  из  гипотезы  стала законом. Кем был бы Данте без Беатриче? Кем был бы Петрарка без Лауры?

   Что же касается Дездемоны-Офелии, то она полюбила Шекспира, потому  что время Шекспира уже пришло. Так устроены эти прекрасные девушки: они  любят тех, чье время пришло. А тех, чье время прошло, девушки забывают.

 

   1982

 

Подписывайтесь на наши социальные сети:

Как вы оцениваете статью?

Нажмите на звездочки для оценки!

Средний балл 5 / 5. Количество голосов: 1

Пока голосов нет, станьте первым!